Основания надзорного пересмотра

Содержание

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора

Основания надзорного пересмотра

​​​​​​​#ликвидацияооовмоскве #купитьготовуюфирму #купитьфирмувмоскве #готовыеооособоротом #регистрацияооовмоскве #регистрацияоооподключ #купитьюридическийадрес #юридическийадресвмоскве #бесплатнаяюридическаяконсультация

Надзорное производство представляет собой исключительное стадию, в которой Президиум Верховного суда РФ проверяет законность вступивших в законную силу актов нижестоящих арбитражных судов в целях обеспечения единства судебной практики. Правила пересмотра судебных актов в порядке надзора предусмотрены в гл. 36.1 АПК РФ.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Основания пересмотра судебного акта в порядке надзора:

  • права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  • права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Срок подачи надзорных жалоб составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу указанных решений. Если указанный срок пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом. В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны:

  • наименование суда, в который они подаются;
  • наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;
  • наименования лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
  • наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;
  • сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;
  • основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные статьей 308.8 АПК РФ, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  • просьба лица, подающего жалобу, представление;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными АПК РФ, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

  • об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  • о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления. Время рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы, содержащиеся в надзорных жалобе, представлении и послужившие основанием для передачи надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. После лица участвующие в деле вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

Полномочия суда надзорной инстанции:

  • оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  • оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 308.3 АПК РФ.

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.

Юристы компании Правовед сразу свяжутся с Вами для юридической помощи:

Источник: https://www.pravo-ved.ru/proizvodstvo-po-peresmotru-sudebnyx-aktov/

64. Основания для отмены или изменения в порядке надзора судебных актов. Полномочия арбитражного суд

Основания надзорного пересмотра

  1. Основания для отмены или изменения в порядке надзора судебных актов. Полномочия арбитражного суда надзорной инстанции.

Основания для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора:

1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) нарушение прав и свобод человека и гражданина;

3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Постановление Президиума ВАС РФ принимается большинством судей. Председательствующий в заседании голосует последним. При равенстве судей заявление или представление оставляется без удовлетворения, а судебный акт – без изменения.

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу

Статья 303. Порядок рассмотрения дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает дело к своему рассмотрению на основании определения суда, вынесенного в соответствии со статьей 299 настоящего Кодекса, о передаче дела в Президиум.

2. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает дела в порядке очередности их поступления в Президиум, но не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум.

3. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правомочен рассматривать дела в порядке надзора при наличии большинства членов Президиума.

4.

Лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, другие лица, участвующие в деле, могут участвовать в заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

5. Дело докладывается судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации – докладчиком по данному делу.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта и других принятых по данному делу судебных актов, доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, основания для пересмотра судебного акта, мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

6. Лица, участвующие в деле, если они явились в заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи – докладчика.

Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

7. После выступления лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта в порядке надзора, других лиц, участвующих в деле и присутствующих в заседании, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановление в закрытом совещании.

7.1. При решении вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации устанавливает факт нарушения права заявителя на судопроизводство в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении заявителя, содержания принятых по делу судебных актов, материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:

1) правовая и фактическая сложность дела;

2) поведение заявителя и других участников арбитражного процесса;

3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, производимых в целях своевременного рассмотрения дела;

4) общая продолжительность судопроизводства по делу.

8. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимается большинством судей. Председательствующий в заседании голосует последним. При равенстве судей заявление или представление оставляется без удовлетворения, а судебный акт – без изменения.

9. Судья, несогласный с мнением большинства членов Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вправе изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судья, авший за принятое постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по существу рассматриваемого дела, но оставшийся в меньшинстве при ании по мотивировке принятого постановления, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение. В таком случае особое мнение судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Статья 304. Основания для пересмотра в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, и присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок

1. Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт:

1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) нарушает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;

3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

2. Наличие нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 настоящей статьи и выразившегося в нарушении права на судопроизводство в разумный срок, является основанием для присуждения арбитражным судом компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Статья 305. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. По результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе:

1) оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;

2) отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;

3) отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;

4) отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;

5) оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов;

6) присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 – 5 части 1 настоящей статьи, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации должен указать конкретные основания для изменения или отмены судебного акта в соответствии со статьей 304 настоящего Кодекса.

3. Указания Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе на толкование закона, изложенные в постановлении об отмене решения, постановления суда, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

4.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или доказаны в решении, постановлении или были отвергнуты указанными судебными актами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

5. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации должно соответствовать требованиям, предусмотренным в статье 306 настоящего Кодекса.

6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6/64-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8B-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D1%83%D0%B4/

Надзорное арбитражное судопроизводство

Основания надзорного пересмотра

Надзорная инстанция является самой высшей инстанцией по пересмотру и проверке законности судебных актов арбитражных судов нижестоящих инстанций. Судебные акты, принятые арбитражным судом надзорной инстанции, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

С принятием АПК РФ 2002 г. данная инстанция претерпела значительные изменения, прежде всего это касается оснований изменения и отмены судебных актов путем их конкретизации.

Если в соответствии с положениями АПК РФ 1995 г. такими основаниями являлись незаконность или необоснованность судебного акта, то, согласно нормам АПК РФ 2002 г.

, проверке подлежит только законность принятых судебных актов.

В большей степени современная надзорная инстанция в основном уделяет внимание единообразию правоприменительной практики, а именно толкованию и применению норм права, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, поскольку проверка законности и обоснованности судебных актов — основная задача арбитражного суда кассационной, а не надзорной инстанции.

В России в роли надзорной инстанции выступает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, расположенный в Москве, который состоит из Пленума ВАС РФ, Президиума ВАС РФ, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, а каждая судебная коллегия, в свою очередь, делится на три судебных состава по рассмотрению более узкого круга вопросов.

Пленум ВАС РФ решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации, например такие, как: рассмотрение материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дача разъяснений по вопросам судебной практики; разрешение вопросов о выступлении с законодательной инициативой; разрешение вопросов об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров и иные не менее важные вопросы. Пленум ВАС РФ действует в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя и судей ВАС РФ.

Президиум ВАС РФ действует в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя ВАС РФ и председателей судебных составов ВАС РФ.

Президиум ВАС РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации; а также отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.

Учитывая все вышеизложенное и в силу полномочий, предоставленных ВАС РФ, К РФ и ФКЗ, ВАС РФ вправе давать разъяснения нижестоящим судам о применении той или иной нормы в конкретно сложившейся ситуации в виде постановлений Пленумов ВАС РФ.

Более того, несмотря на тот факт, что на сегодняшний день судебный прецедент и судебная практика не являются официальным источником российского права, арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанции негласно должны придерживаются позиции, сформулированной арбитражным судом надзорной инстанции.

Основания для пересмотра и возбуждения надзорного производства

Лица, участвующие в деле, и иные лица (в том числе и прокурор) в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права (ч. 2 ст. 292 АПК РФ).

Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано непосредственно напрямую в ВАС РФ в письменном или электронном виде в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Под «другими исчерпанными способами» законодатель подразумевает, что заявитель перед обращением в ВАС РФ должен подать жалобы сначала в арбитражный суд апелляционной инстанции, потом в случае неудовлетворительного исхода в арбитражный суд кассационной инстанции. И только после этого у лица появляется возможность на пересмотр всех принятых по делу неудовлетворительных судебных актов в порядке надзора.

Первым отличием надзора от апелляции и кассации является то, что лицо обращается в арбитражный суд надзорной инстанции не с жалобой на судебный акт, а с заявлением о пересмотре судебного акта.

Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано заинтересованным лицом со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом (ч. 4 ст. 292 АПК РФ).

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей ВАС РФ в пятидневный срок со дня его поступления в надзорную инстанцию (ч. 2 ст. 293 АПК РФ).

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, поданные с соблюдением требований, предусмотренных законом, принимается к производству ВАС РФ.

О принятии заявления или представления к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство.

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей ВАС РФ в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления или представления в ВАС РФ или со дня поступления в ВАС РФ дела, если оно было истребовано из арбитражного суда. Для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора суд может истребовать дело из арбитражного суда, о чем выносится определение. При наличии оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, суд выносит определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора.

Согласно ст. 304 АПК РФ основаниями для пересмотра судебного акта в порядке надзора являются:

Порядок и процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора. Полномочия арбитражного суда надзорной инстанции

В случае наличия оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, для пересмотра судебного акта в порядке надзора, арбитражным судом надзорной инстанции выносится определение о передаче заявления и дела в Президиум ВАС РФ.

Таким образом, Президиум ВАС РФ принимает дело к своему рассмотрению на основании определения суда.

Президиум ВАС РФ рассматривает дела в порядке очередности их поступления в Президиум, но не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум (ч. 2 ст. 303 АПК РФ).

Президиум ВАС РФ правомочен рассматривать дела в порядке надзора при наличии большинства членов Президиума.

Лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, другие лица, участвующие в деле, также могут участвовать в заседании Президиума ВАС РФ, что тоже достаточно ново для российского арбитражного законодательства, поскольку до 2002 г. присутствие заявителей и иных лиц, участвующих в деле, при пересмотре судебного акта в порядке надзора не практиковалось.

Докладчик по делу — судья ВАС РФ — излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта, а лица, участвующие в деле, в случае их присутствия, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи — докладчика.

После выступления лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта в порядке надзора, других лиц, участвующих в деле и присутствующих в заседании, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановление в закрытом совещании.

Президиум ВАС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или доказаны в решении, постановлении или были отвергнуты указанными судебными актами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должны быть приняты при новом рассмотрении дела. Президиум ВАС РФ исследует, насколько правильно была применена та или иная норма материального или процессуального права в конкретной ситуации в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами; дает оценку судебному акту нижестоящего суда с точки зрения его законности (ст. 305 АПК РФ).

Постановление Президиума ВАС РФ принимается большинством судей. Председательствующий в заседании голосует последним. При равенстве судей заявление или представление оставляется без удовлетворения, а судебный акт — без изменения.

Судья, несогласный с мнением большинства членов Президиума ВАС РФ, вправе изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с постановлением Президиума ВАС РФ (ст. 303 АПК РФ).

Судья, авший за принятое постановление Президиума ВАС РФ по существу рассматриваемого дела, но оставшийся в меньшинстве при ании по мотивировке принятого постановления, также вправе изложить в письменной форме свое особое мнение. В таком случае особое мнение судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с постановлением Президиума ВАС РФ.

По результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум Вас РФ вправе:

  1. оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;
  2. отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВАС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;
  3. отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;
  4. отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
  5. оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов;
  6. присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении (ст. 305 АПК РФ).

В случаях изменения или отмены решения, определения или постановления Президиум ВАС РФ должен указать конкретные основания для изменения или отмены судебного акта.

Постановления арбитражного суда надзорной инстанции

По результатам рассмотрения дела Президиум ВАС РФ выносит постановление; указания, содержащиеся в нем, в том числе на толкование закона, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело, а в случае принятия нового судебного акта, позиция, изложенная в нем, также обязательна для всех арбитражных судов нижестоящих инстанций.

Постановление Президиума ВАС РФ по структуре практически ничем не отличается от судебных актов арбитражных судов первой, апелляционной или кассационной инстанций. Оно также состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В постановлении Президиума ВАС РФ, согласно ст. 306 АПК РФ, указываются:

  1. номер дела, дата и место принятия постановления; состав суда, принявшего постановление;
  2. наименование лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, его процессуальное положение;
  3. наименования лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий;
  4. наименования арбитражных судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной, кассационной инстанциях; сведения о принятых по делу судебных актах; краткое содержание оспариваемого судебного акта;
  5. доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, и требования заявителя;
  6. возражения, содержащиеся в отзыве на заявление или представление о пересмотре дела в порядке надзора;
  7. объяснения лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании;
  8. основания для изменения или отмены судебного акта, присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказа в ее присуждении, установленные судом, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
  9. мотивы принятого постановления;
  10. выводы и решения по результатам рассмотрения заявления или представления;
  11. действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом при направлении дела на новое рассмотрение;
  12. размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Постановление Президиума ВАС РФ вступает в законную силу со дня его принятия, копии которого направляются лицам, участвующим в деле, а также другим заинтересованным лицам в пятидневный срок со дня принятия постановления.

Постановление Президиума ВАС РФ подлежит опубликованию в «Вестнике ВАС РФ» и размещается на официальном сайте ВАС РФ в Интернете.

Из вышесказанного в настоящей главе очевидна высокая роль статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, значимость и обязательность его судебных актов для всех нижестоящих арбитражных судов Российской Федерации, не только как высшего судебного органа, но и как законотворческого и практикоформирующего.

Источник: https://be5.biz/pravo/a031/14.html

Проверка в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов

Основания надзорного пересмотра

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора в арбитражном процессе регулируется гл. 36.1 АПК РФ.

См. также Порядок организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, утвержденный распоряжением ВАС РФ от 11 декабря 2002 г. N 64

Согласно ст. 308.1 АПК РФ по надзорным жалобам

  • лиц, участвующих в деле, и
  • иных лиц, указанных в ст. 42 АПК РФ,

Президиум Верховного Суда РФ пересматривает в порядке надзора следующие судебные акты:

  1. вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  2. определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
  3. определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

Кроме того, по жалобе заинтересованных лиц представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора вправе внести в Президиум ВС РФ Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации (ст. 308.

10 АПК РФ).

Указанное представление вносится в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

    1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
    2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
    3. единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Надзорные жалоба, представление подаются в ВС РФ в срок, не превышающий 3 месяцев со дня их вступления в законную силу.

Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через 6 месяцев:

  • со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или
  • со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса,

По результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

Надзорные жалоба, представление, изучаются судьей ВС РФ по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания для пересмотра в порядке надзора

Ст. 308.1 АПК РФ устанавливает основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

Судебные постановления, указанные выше  (в ч. 3 ст. 308.1 Кодекса), подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ проверяет:

  • правильность применения и (или) толкования норм материального (и (или) процессуального) права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении.

В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении.

Президиум ВС РФ не вправе:

  1. проверять:
    • законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также
    • законность судебных актов, которые не обжалуются.
  2. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и
  3. определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Результат рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора

Статья 308.11 АПК РФ определяет полномочия Президиума ВС РФ при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление вместе с делом в порядке надзора, вправе:

  1. оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд (при направлении дела на новое рассмотрение может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей);
  3. отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  4. оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
  5. отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  6. оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 308.3 Кодекса.

Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации, в том числе на толкование закона, изложенные в постановлении Президиума ВС РФ, являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/proverka-v-poryadke-nadzora-zakonnosti-i-obosnovannosti-resheniy-arbitrazhnich-sudov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.