Пример трудового спора

Трудовые споры: образцы исков

Пример трудового спора

Трудовые споры: образцы исков

Трудовые споры – это неурегулированные разногласия между работником или несколькими работниками и работодателем по поводу применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, а также установления новых или изменения существующих условий труда, включая заработную плату, о которых заявлено в юрисдикционный орган.

Конституция РФ провозглашает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Рассмотрение и разрешение трудовых споров является важнейшим способом защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Интересы работодателя и нанимаемого им работника далеко не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии трудового правоотношения, что, в свою, очередь, приводит к возникновению конфликтов.

Конфликтная ситуация появляется при разногласиях сторон до появления трудового спора. Предметом разногласий могут быть вопросы установления новых или изменения существующих условий труда, применения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора.

В подавляющем большинстве случаев трудовому спору предшествуют трудовые правонарушения. Трудовое правонарушение – это виновное противоправное невыполнение или ненадлежащее исполнение субъектом трудовой обязанности, т.е. нарушение права другого субъекта данного отношения.

Трудовое правонарушение может иметь место в действительности, а может и не быть, когда действия обязанного субъекта правомерные, а другой субъект считает их незаконными. Наличие трудового правонарушения устанавливается органом, полномочным рассматривать трудовой спор, – юрисдикционным органом.

Появившееся разногласие работник может самостоятельно или через представителя урегулировать в процессе переговоров с работодателем.

Если сделать это не удалось либо переговоров не состоялось, разногласие о трудовом праве (интересе) переносится на рассмотрение юрисдикционного органа.

Именно в случае обращения для разрешения возникших разногласий в юрисдикционный орган и возникает трудовой спор.

Динамика возникновения трудового спора:

  • Трудовое правонарушение
  • Различная его оценка субъектами трудового отношения
  • Попытка урегулировать разногласие сторонами самостоятельно при непосредственных переговоров
  • Обращение для разрешения этого разногласия в юрисдикционный орган (трудовой спор)

Любой трудовой спор – это юридический конфликт, который характеризует противоборство субъектов права с противоположными интересами.

Конфликт имеет место тогда, когда разногласия сторон приобретают характер неурегулированных, препятствуя нормальной реализации правоотношений. Обращение же в компетентный орган выступает способом его разрешения.

Трудовой спор имеет материально-правовую природу, процессуальной природой обладает особое субъективное право, которое гарантируется законом его сторонам.

Процессуальный характер права на трудовые споры можно объяснить тем, что оно направлено на обеспечение защиты субъективных прав и законных интересов сторон трудовых правоотношений, которые не могут быть вследствие спора.

Кроме того, указанное право осуществляется в строго определенном порядке (в процессуальной форме) и только в правоотношениях по рассмотрению и разрешению трудового спора

Структура трудового спора

Как особая разновидность юридических конфликтов трудовой спор имеет собственную структуру.

Основными элементами структуры трудового спора являются:

  • Стороны (субъекты) трудового спора
  • Объект трудового спора
  • Предмет трудового спора
  • Субъективная сторона трудового спора
  • Объективная сторона трудового спора

Сторонами (субъектами) трудового спора выступают работники (настоящие, потенциальные, бывшие) и работодатели, действующие лично или через представителей (профсоюзные органы, руководителей организаций и др.) в зависимости от вида трудового спора и обстоятельств такого спора.

Объектом трудового спора следует признать нормальное осуществление трудовых правоотношений, которое обеспечивает реализацию интересов работников и работодателей.

Предмет трудового спора образуют субъективные права, законные интересы и юридические обязанности сторон трудовых правоотношений, которые не могут претворяться в жизнь вследствие наличия неурегулированных разногласий между ними.

Субъективная сторона трудового спора характеризует его внутренний аспект. Она охватывает мотивы и цели сторон, их отношение к событиям и действиям (бездействию), которые привели к невозможности нормального функционирования трудовых отношений.

 Субъективные трудовые права и юридические обязанности работников и работодателей могут оказаться спорными как вследствие виновного (например, работник в течение 15 минут отсутствовал на своем рабочем месте, поскольку сам себе устроил перерыв для курения табака, за что ему был объявлен выговор), так и невиновного поведения (например, работник в течение недели болел, что подтверждается листком временной нетрудоспособности, а работодатель уволил его за прогул), либо по причине непонимания прав и обязанностей, ошибочного восприятия действий (бездействия) одной из сторон.

Объективная сторона трудового спора характеризует внешний, поведенческий аспект трудового спора, охватывает поведение работников, работодателей и их представителей, их юридически значимые деяния, совершаемые в определенное время, в определенном месте и препятствующие реализации тех или иных трудовых прав, обязанностей и интересов сторон. Невозможность осуществления трудовых отношений может сопровождаться вредоносными последствиями, которые включаются в объективную сторону.

Источник: https://uristsmirnov.ru/trudovye-spory/

Разрешение трудовых споров

Пример трудового спора

Работа – это место, где человек проводит треть суток, а иногда и больше. Поэтому очень важно поддерживать благоприятный психологический климат на рабочем месте. Но, к сожалению, не всегда это возможно. Даже в самом дружном коллективе возникают споры и разногласия.

И если внутренние проблемы решаются относительно просто, то споры между работником и работодателем могут привести к негативным последствиям для обеих сторон. В такой ситуации для каждой из сторон самое главное – оперативно и правильно среагировать.

Как же учесть все интересы и найти верное решение трудового спора?

Трудовые споры и порядок их разрешения

Трудовой спор – это разногласия между работником и работодателем по вопросам, касающимся трудовых отношений, которые требуют вмешательства уполномоченных органов. Есть 2 вида трудовых споров:

– индивидуальный трудовой спор (ИТС), когда спор возникает между сотрудником и работодателем;

– коллективный трудовой спор (КТС), когда в споре участвует группа сотрудников и работодатель.

Порядок их разрешения существенно отличается.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Рассмотрение ИТС описано в главе 60 ТК РФ. В решении могут участвовать комиссии по трудовым спорам или же судебные органы (если все иные способы решения вопроса не дали результата). Таким образом, есть 2 пути решения ИТС – досудебный и судебный.

При возникновении ситуации, в которой работник считает, что его права были ущемлены, он направляет жалобы в письменном виде в трудовую комиссию или же в суд в течение 3-х месяцев с момента, когда он узнал о нарушении. Причём ИТС может возникнуть даже с уже уволенным или еще не принятым сотрудником, которому отказали в заключении договора.

В досудебном порядке ИТС рассматривает Комиссия по трудовым спорам. Она принимает, регистрирует заявление работника, и обязана рассмотреть его в течение 10 дней со дня подачи. В комиссию входит одинаковое количество представителей работодателя и сотрудников. Заседания проводятся в нерабочее время и при обязательном присутствии заявителя.

В ходе рассмотрения спора ведется протокол, а по итогам принимается решение комиссии. Копия решения направляется обеим сторонам спора в трехдневный срок, и оно является обязательным к исполнению.

Если решение устраивает обе стороны, трудовой спор прекращается. Любая из сторон может обжаловать принятое решение в течение 10 дней с момента получения документов.

По истечении этого срока, дается 3 дня на исполнение решения комиссии.

Если комиссия обжалование в 10-дневный срок не рассмотрела, спор можно перенести в суд.

Трудовой спор может возникнуть не только по инициативе работника. Когда у работодателя есть претензии к сотруднику, он также вправе обратиться в суд.

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Ранее порядок их разрешения регулировался законом от 23.11.95 № 175-ФЗ, но он утратил силу в 2006 году в связи с введением в действие соответствующих положений ТК РФ.

В настоящее время порядок решения КТС регулируется главой 61 ТК РФ. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров возлагается на примирительные комиссии, посредников или же Трудовой арбитраж.

Группа работников письменно оформляет свои коллективные претензии (об условиях труда и его оплате, о заключении, изменении колдоговоров, других локальных актов и т.п.) и направляет их работодателю.

В двухдневный срок должна быть сформирована примирительная комиссия, которая и будет рассматривать локальный трудовой спор. Комиссия, как и в случае с ИТС, должна состоять из равного количества представителей обеих сторон. Примирительная комиссия создается с целью тщательного рассмотрения спора и его скорейшего разрешения. Срок рассмотрения – до 3-х рабочих дней.

Если какая-то из сторон уклоняется от участия в примирительной процедуре или мешает ей, то рассмотрение передается трудовому арбитражу, который формируется из представителей организации и компетентных госорганов по урегулированию КТС. Такой арбитраж является временным и подлежит расформированию после разрешения трудового спора, для которого он создан.

Достигнутое в ходе рассмотрения спора соглашения оформляется письменно и является обязательным для каждой стороны.

Если примирительные процедуры не помогли, или работодатель не исполняет принятые комиссией или арбитражем решения, крайней мерой разрешения КТС для работников является забастовка, которая регламентируется той же 61-й главой ТК РФ (ст. 409-417 ТК РФ). Эти статьи определяют право работников на забастовку, порядок ее проведения и ответственность обоих сторон спора за незаконные действия, связанные с ней.

Вывод

Индивидуальные трудовые споры могут быть рассмотрены в досудебном порядке. В случае неудовлетворительного решения стороны могут обратиться в суд и обжаловать его.

Коллективные же споры имеют только один путь разрешения – путём примирительных процедур. Способа защитить «групповые» трудовые интересы в суде законом не предусмотрено.

В крайнем случае работники имеют право прибегнуть к забастовке.

Источник: https://spmag.ru/articles/razreshenie-trudovyh-sporov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.